Мошенническая схема со сменой платежных реквизитов - будьте бдительны!

 

Впервые лично я столкнулся с этой проблемой где-то год назад.

Был вечер пятницы, я уже собирался уходить домой, решил напоследок проверить список платежей на следующий понедельник, и получил письмо от одного поставщика, который сообщал в письме о том, что у него изменились платежные реквизиты. Именно его мы и должны были платить в понедельник, поэтому я решил написать письмо его боссу с просьбой подтвердить правильность новых реквизитов.

Выходные прервались где-то на середине субботы. Наши сисадмины получили странное письмо от босса того поставщика, которое почему-то попало в спам, в котором босс сообщал мне, что их реквизиты не менялись и что те новые реквизиты к их компании не имеют никакого отношения.

В понедельник я начал более внимательно просматривать переписку с этим поставщиком, и увидел одну очень интересную вещь. Где-то за месяц до того события у моего поставщика сменился электронный адрес. Я весь месяц общался с ним используя эту электронную почту, и поэтому просьба поменять реквизиты не должна была вызвать у меня никаких сомнений (повезло, что я по природе не доверяю китайцам и люблю все по 10 раз у них переспрашивать и перепроверять, иначе бы беды не избежать).

После недели проверок и разбирательств передо мной открылась вся чудо схема мошенничества, которую используют китайцы.

1)      Почта моего поставщика была взломана.

2)      Мошенник получил мои контакты из его почты, завел себе другую почту с его именем и сообщил мне что его почта (предыдущая) заражена вирусом, поэтому он не знает смогу ли я получать от него письма и на всякий случай будет дублировать их с этого нового адреса. 

3)      Дальше я получал по 2 одинаковых письма, первое было написано от реального поставщика со старой почты, второе было написано мошенником с его новой почты с пометкой «пересылаю на всякий случай», и такая переписка шла в течение месяца. Так как мошенник взломал почту моего поставщика, он видел все отправленные письма и просто пересылал их. 

4)      В день Х я получаю письмо ТОЛЬКО от мошенника с просьбой поменять реквизиты для оплаты. Надо заметить что в течение этого месяца вопрос финансов поднимался несколько раз, поэтому мошенник был в курсе сколько и когда мы должны были платить поставщику.

5)      Я перевожу деньги по неверным реквизитам

ДО ЭТОГО НЕ ДОШЛО 

Четкая инструкция, что надо делать если вам сообщают о смене реквизитов / смене электронного адреса:

1)      Позвонить тому, кто это сообщил и по телефону уточнить у него все ли верно

2)      Позвонить начальнику того, что это сообщил и по телефону уточнить у него все ли верно

3)      Если на пункт 1 и 2 вы получили утвердительные ответы, попросите прислать вам по электронной почте подписанную бумагу в которой бы сообщалось что компания поставщик меняет свои реквизиты на новые с подписью и печатью компании

4)      Сравните печать компании с официальной печатью компании, если совпадают то все ок.

5)      Можно попросить такое же письмо, но насчет смены электронного адреса, тоже не повредит.

6)      Требуйте, чтобы китайцы писали вам письма не с личных адресов, а с корпоративных.

П.С. Если босс и менеджер захотят прикарманить ваши деньги и надуть своего главного босса (владельца фабрики), вышеизложенная схема не сработает :)

П.П.С. Если владелец фабрики в курсе намерений своих подчиненных и не препятствует этому, вышеизложенная схема тоже не сработает :)

Вот такой вот он - бизнес в Китае.

Отступление от темы:

Я реанимировал проект в декабре 2012 года, вы можете почитать обо всех ближайших нововведениях/событиях по этой новостной ссылке: http://businessinchina.ru/content/december2012

Как всегда, буду рад получить ваши комментарии, услышать ваши истории, а также ответить на вопросы.