Блок 16. Китайские стратагемы и их применение в бизнесе - отрывок

Блок 16. Китайские стратагемы и их применение в бизнесе

 

Безусловно, говорить о ведение бизнеса в Китае, или в любой другой стране можно бесконечно долго, рассматривая разные аспекты ведения деловых переговоров и других неотъемлемых частей бизнес-коммуникации с разных сторон. Но если говорить о Китае, то, как я уже говорил ранее, нельзя рассматривать нынешний Китай отдельно от Китая старого – Китая, которому уже более пяти тысяч лет, и нравы которого за всю историю смогли настолько сильно укорениться в умах его жителей, что практически все, что происходит сегодня или происходило вчера с китайской нацией поддается вполне логическому объяснению через историю.

Многие не могут понять китайцев. Многие обвиняют китайцев в отсутствии всякой логики. Логики, в соответствии с европейским сознанием, может, действительно нет. Но на самом деле она есть. Хотя большинство людей знакомы с фразой "как гласит китайская мудрость…", китайская логика – производная китайской мудрости. И чтобы изучить ее досконально, нужно, по крайней мере, изучить и понять китайскую философию во главе с Конфуцием и Лао-Цзы. А для того, чтобы успешно вести переговоры, понимать, и, самое главное, предугадывать возможные шаги китайских партнеров по бизнесу, достаточно ознакомиться с китайскими стратагемами.  Что же такое стратагемы?  В толковом словаре русского языка Ушакова дается следующее определение: «Стратагема-  военная хитрость, действие, которое вводит в заблуждение противника (воен.). || перен. Хитрость, уловка (устар.)».  На первый взгляд может показаться, что нам придется изучать принципы ведения военных действий или стратегию наступления на делового партнера, но это не совсем так.

Исторически стратагемы возникли в Древнем Китае, как составляющая часть военного искусства и были связана с приемами военной и дипломатической борьбы. Само понятие стратагема (по-китайски: чжимоу, моулюе, фанлюе) в Китае означало стратегический план, в котором заключена какая-то ловушка или хитрость. Огромное влияние на теоретическую разработку стратагем оказал величайший военный мыслитель Древнего Китая Сунь-цзы, который также является автором известного трактата «О военном искусстве», который требовал облекать предварительные расчеты в форму стратагем. Стратагемы подобны алгоритму, они организуют последовательность действий. Стратагемы первоначально использовались не только в военном искусстве. Политические учителя и наставники царей умело использовали их и в управлении гражданским обществом, и в дипломатии. Все, что требовало выигрыша в политической борьбе, нуждалось, по их убеждению, в стратагемном оснащении. Дипломатические стратагемы представляли собой некие стратегические (длительные) планы, нацеленные на решение крупной внешнеполитической задачи планы.

Но также известно и немало стратагем, применение которых относится сугубо к военным действиям.  Например, стратагема «Убить чужим ножом», с помощью которой устранялся опасный человек в лагере противника.

Необходимое условие для составления и успешной реализации стратагем, это, в первую очередь, умение рассчитывать ходы и предвидеть их последствия, а, во-вторых, знание психологических особенностей тех, против кого нацелен план и упорство автора реализации стратагемы[1].

Теперь, когда мы коротко ознакомились с понятием стратагемы, ее историей и областью применения в Древнем Китае, необходимо ознакомиться с основными стратагемами более подробно.

Проанализируем роль и место китайских стратагем в бизнес-коммуникации с партнерами из КНР. Особое внимание следует уделить тому, каким образом знание китайских стратагем позволяет интерпретировать поведение китайцев в сфере делового общения и оптимизировать стратегию и тактику ведения переговоров. Безусловно, говорить о ведение бизнеса в Китае или в любой другой стране можно бесконечно долго, рассматривая разные аспекты ведения деловых переговоров и других неотъемлемых частей бизнес-коммуникации.

В Китае существует всего 36 стратагем. В моем курсе я рассматриваю лишь те стратагемы, применение которых можно отчетливо проследить в современной бизнес-коммуникации с китайскими партнерами[2].


[1]По материалам Википедии — свободной энциклопедии – www.ru.wikipedia.org/wiki/Стратагема

[2]Стратагемы, описанные ниже взяты из книги Харро фон Зенгер.  Стратагемы. О китайском искусстве жить и выживать. М.: ЭКСМО, 2006. Т.I,II.